С начала этого года несколько таджикских ученых и политологов заговорили о необходимости разработки национальной идеи, необходимой для развития Таджикистана. Но в Таджикистане есть сторонники и противники самой идеи о национальной идее. Одни из них если считают, что таджикский народ может объединить некая идея, например, о «добром царе», то другие считают, что эта идея изжила себя и таджикскую нацию на идеологической почве консолидировать невозможно. Поэтому возникают вопросы: какая национальная идея может объединить народ Таджикистана во имя его светлого будущего и что из себя может представлять собой само это светлое будущее?
Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках
Ислам Каримов
Для того чтобы создать национальную идею
ее разработчики, прежде всего, должны четко себе представлять: о чем в
ней будет идти речь, интересы какой нации эта идея должна отражать и
защищать? К какому светлому будущему эта идея должна и может
ориентировать общество, государство и народ, в целом? И на какой
социально-экономической, политической и исторической основе она должна
быть построена?
Однако, как видно из выступлений
таджикских ученых и политологов [1-4] четкого ответа на этот вопрос у
них пока нет. И, мне кажется, что такого ответа у них не будет и в
ближайшем будущем. Ибо у них нет ответа на главный вопрос: кто такие таджики и является ли основная масса народа Таджикистана ― этническими таджиками?
По этой причине, я решил им помочь и
подсказать моим таджикским коллегам самую, что ни на есть настоящую
национальную идею, способную объединить и вести вес народ Таджикистана
вперед ― в светлое будущее. И тут у читателей, а также у таджикских
ученых и политологов, занимающихся вопросами национальной идеи, может
возникнуть резонный вопрос: в чем заключается суть такой идеи?
Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует ответить на главный вопрос, сформулированный чуть выше. А именно:
Кто такие таджики и является ли основная масса народа Таджикистана ― этническими таджиками?
Но для того, чтобы ответить на этот
вопрос, мы должны коротко проанализировать вопросы, связанные с
происхождением (этногенезом) таджиков, то есть исторические вопросы.
Поэтому здесь коротко должен напомнить читателям, что я начал серьезно
заниматься вопросами истории, то есть происхождением узбеков, таджиков и
других народов, а также историей узбекских государств и опубликовал ряд
своих статей на эти темы [5-8] из-за глупых и необоснованных
высказываний об узбеках и из-за территориальных претензий на такие
величественные узбекские города, как Самарканд и Бухара, не только со
стороны таджикских историков во главе с академиком АН Таджикистана
Рахимом Масовым [9-11], но и руководства Таджикистана [12-13].
При этом следует особо подчеркнуть, что
академик АН Таджикистана Рахим Масов, не только предъявлял
территориальные претензии к Узбекистану, но и в оскорбительной форме
утверждал, что якобы узбекской нации нет и, никогда ее не было до 1924
года. И, что узбеки ― это якобы искусственно созданная, в советское
время, нация. И будто бы все узбеки ― это на самом деле сарты, а они ―
не иначе как таджики [9-11]. По этой причине я, внимательно изучив
историю происхождения узбеков и таджиков, и те государства, которые
создавал узбекский народ [8], пришел к выводу, что все обстоит ровным
счетом наоборот. Поэтому я, в условиях острой полемики с таджикскими
историками и обычными читателями с их стороны, написал свои статьи,
посвященные этим вопросам, названия, которых приведены ниже, в списке
литературы [5-8]. Короткое содержание моих научных выводов
относительно таджиков, изложенных в этих статьях, находящих все новые и
новые факты и свидетельства в свое подтверждение, можно свести к
следующему короткому заключению.
Этноним ТАДЖИК относится к арабам, завоевавшим Среднюю Азию в VIII веке. Именно поэтому в статье Википедии «Таджики», со ссылкой на Иранскую энциклопедию (Encyclopædia Iranica) [14], пишут:
«Согласно наиболее обоснованной версии, этноним تاجيک tāǰīk связан происхождением со среднеперсидским tāzīg «араб» (ранн. tāčīk от названия ближайшего к Ирану древнего арабского племени Ṭāʾī), совр. перс. تازی [tɒːzi] или соответствующим согдийским словом (*tāžīk), как на востоке иранского мира называли вторгшиеся под знаменем джихада в VIII веке арабские армии» [14].
По этой причине я считаю, что основной состав населения современного Таджикистана ― это,
я бы сказал, ЭЛИТАРНЫЕ УЗБЕКИ, говорящие на персидском языке, также как
современные элитарные узбеки и «таджики» говорят и пишут на русском
языке или в XIX веке русское дворянство говорило и писало на французском языке. Ярким примером этому может служить тот факт, что Лев Толстой ― немалую часть своей знаменитой книги «Война и мир» написал на французском языке.
А этот мой вывод основан не только на исследованиях Армения Вамбери, изложенных в его знаменитой книге «Путешествие по Средней Азии»,
опубликованной на всех европейских языках в XIX веке, но и на научных
исследованиях [15-17], опубликованных в XX веке. Ибо если в работе
О.А.Сухаревой говориться, что «узбеки Бухары ― называли себя узбеками, хотя говорили исключительно на персидском»
[15], то в 1949 году антрополог Балкис Кармышева нашла в Балджчувоне
общность, представители которой утверждали, что происходят от тюркских
племен. Однако говорили только на персидском языке и считали себя «таджиками рода тюрк» [16]. Именно на таких основаниях джадиды Бухары утверждали, что оседлое население Средней Азии составляет единую узбекскую нацию [17].
Однако следует отметить и тот факт, что
среди основного населения Таджикистана, являющегося узбеками,
говорящими на узбекском и персидском языках, есть и часть населения,
являющееся потомками тех таджиков, которые являются настоящими
арабами и персами. Арабами и персами, предки, которых и были те простые
арабские воины и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса,
Загроса и Хорасана, относящиеся к иранскому народу, которые пришли в
Среднюю Азию в VIII веке с арабскими завоевателями [5, 14]. Кроме того
есть и те персы, которых назвали таджиками, гораздо позже, о которых
писал в своей книге «Сарты. Этнографические материалы (Общий очерк)», опубликованной в Типографии газеты «Среднеазиатская Жизнь» в 1908 году, замечательный российский историк Н.П.Остраумов. То есть те малочисленные угнетенные узбекскими феодалами в неволе или рабстве ― персы, называвшие себя «таджиками».
Эти «таджики», видимо и есть потомки тех невольников, к числу которых
относятся такие граждане Таджикистана, как академик Рахим Масов. Люди,
которые в советское время, оказавшись у руля власти из-за своего такого,
выгодного для пролетарского государства, рабского происхождения,
обманным путем убедившие с помощью таких недобросовестных историков, как
академик АН Таджикистана А.А.Семенов, малограмотных большевиков, в том,
что все персоязычное население той территории, которую в то и настоящее
время занимает Таджикистан ― это, самостоятельный этнос, имеющий
самоназвание «таджики». И, что их язык не персидский, а таджикский.
При этом хочу особо подчеркнуть, что я
выше говорил о том академике АН Таджикистана А.А.Семенове, о котором я
писал в своей статье [7] и который являлся не только наставником таких
фальсификаторов истории, как академик АН Таджикистана Рахим Масов. Но и
настоящим врагом узбекского народа, пытавшимся стереть из истории
человечества факты и сведения о великом узбекском народе и его
государствах ― об узбекских государствах [8], из-за того, что его не
избирали в состав действительных членов Академии Наук Узбекистана и
привлекали к уголовной ответственности на территории Узбекской ССР во
времена сталинских репрессий.
При этом следует также подчеркнуть, что
говоря о своем рабском происхождении тем «таджикам» можно было легко
убедить большевиков в чем угодно из-за того, что их гимн «Интернационал»
содержал, например, следующие слова:
Вставай проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш мы новый мир построим,
Кто был никем, тот станет всем!
Так, что именно они, с начала сумев
добиться таким обманным путем создания Таджикской АССР в составе
Узбекской ССР, а потом добились и отделения этой автономной республики
от Узбекской ССР. Эта автономная республика Узбекистана, ставшая таким
образом в 1929 году Таджикской ССР,
в составе СССР, и обрела свою государственную независимость в 1991 году
и переименована в Республику Таджикистан. В независимый Таджикистан,
непорядочные историки которого, во главе с академиком Рахимом Масовым,
организовавшие непримиримую информационную войну против Узбекистана, с
территориальными претензиями на Самарканд, Бухару и другие территории
нашей страны в течение почти, что 20-ти лет после распада СССР. А также с
целью сеять национальную рознь между теми узбеками нашей страны, не
зная о своем происхождении считающими себя «таджиками» и теми узбеками,
которые являются основной ― титульной нацией Узбекистана.
Но самая главная цель этой
информационной войны заключалась в том, чтобы таким образом вводя всех в
заблуждение переписать историю Таджикистана и таджиков. Переписать
историю «таджиков», являющихся арабами [18], относящимися к числу семитов, на основе ложных тезисов об их арийском
происхождении. И на основе такого ложного тезиса добившиеся даже
объявления со стороны Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, 2006 год в
Таджикистане ― ГОДОМ АРИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ [19].
Так, что прав Президент Узбекистана Ислам Каримов,
родившийся на узбекской земле, в Самарканде, и являющийся по своему
этническому происхождению чистокровным узбеком и как человек, очень
хорошо знающий нашу историю, когда утверждал и утверждает о том, что: «Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках».
Узбекистан за годы независимости
построил, я бы сказал, совершенно новую экономику, на основе своей
собственной модели и, несмотря на мировой финансово-экономический кризис
начал развиваться и развивается динамично, что начало признавать и
мировое сообщество. А в Таджикистане, как явствует и из тех статей
таджикских авторов о национальной идее, которые мы здесь рассматриваем,
мечтают достичь уровня развития нашей страны ― Узбекистана. При этом Таджикистан с 1924 по 1929 годы входил в состав Узбекской ССР в качестве Таджикской АССР, так же как Республика Каракалпакстан ― до сих пор.
Думается, учитывая именно эти обстоятельства национальной идеей
народа Таджикистана, основное большинство которого является
персоязычным узбекским народом, должно стать добровольное возвращение
этой страны в состав Республики Узбекистан
в прежнем статусе ― в статусе автономной республики. Тогда и наше
светлое будущее будет общим. И идеи Абдугани Мамадазимова, изложенные в
его статье «Таджики в поисках национальной идеи» [2], исходя из моих идей, изложенных в статье «Р.Абдуллаев: Центральная Азия – уроки арабских революций» [20], а, перефразируя этого автора, я бы сказал о «справедливом монархе», то же могут обрести реальность…
Так, что девизом предлагаемой мною
национальной идеи для Таджикистана должны стать те слова, которые в свое
время сформулировал Ислам Каримов ― Президент Республики Узбекистан:
«Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках».
Но это лишь только мое личное мнение и
как примут его наши коллеги из Таджикистана, народ и руководство этой
страны ― это конечно их дело. Пока.
Литература
1. А.Мамадазимов: Таджикистан. Национальная идея — не мишура… (http://www.centrasia.ru/news.php?st=1371531960).
2. А.Мамадазимов: Таджики в поисках национальной идеи (http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1357212840).
3. Профессор О.Захидов: Таджикскую нацию консолидировать невозможно (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1370587860).
4. Умаров Х. «Справедливый шах» – изжившая себя идея (http://news.tj/ru/news/spravedlivyi-shakh-izzhivshaya-sebya-ideya).
5. Р.Абдуллаев: Узбеки – дворяне тюркских народов, а сарты – предприниматели Центральной Азии (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319014200).
6. Р.Абдуллаев: Горжусь, что я барлас и
потомок Темура. Об этнической близости узбеков и русских (ответ
таджикскому историку Х.Камолу) (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319619120).
7. Р.Абдуллаев: Русский народ не произошел от иранцев, а тазики не являются арийцами (ответ М.Саидову) (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1320826080).
8. Р.Абдуллаев: Первым независимым узбекским государством был носивший с 1312 года название Мемлекет–и–узбеки… (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1368767880).
9. Масов Р. Таджики никогда не были одним народом с узбеками (ответ Г.Хидоятову)
(www.centrasia.ru/newsA.php?st=1191234780).
(www.centrasia.ru/newsA.php?st=1191234780).
10. Масов Р. Тюркизация арийцев: чушь или недомыслие? Ответ на статью А.Аскарова «Арийская проблема: новые подходы и взгляды» (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1136562180).
11. Масов Р. О термине «узбек» («озбак») встречается множество противоречивых суждений.
К вопросу образования Узбекской ССР (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1265962380).
К вопросу образования Узбекской ССР (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1265962380).
12. С.Расулов: Как Рахмон стал «саманидом». Таджикистан хочет присоединить к своей территории Самарканд, Бухару, Навои (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1326871200).
13. «Литер»: Рахмон играет в опасные игры. Такими словами нельзя бросаться… (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1260608760).
14. Encyclopædia Iranica. TAJIK i. THE ETHNONYM: ORIGINS AND APPLICATION (http://www.iranicaonline.org/articles/tajik-i-the-ethnonym-origins-and-application).
15. Сухарева О.А. Бухара XIX – начала XX в.: позднефеодальный город и его население. М., 1966. С. 129–139.
16. Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976. С. 76.
17. Политические события 1917 года в
Туркестане проанализированы в работе: Халид А. Туркестан в 1917–1922
годах: борьба за власть на окраине России // Трагедия великой державы:
национальный вопрос и распад Советского Союза. М., 2005. С. 189–226.
18. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. – М.: Айрис Пресс, 2002 г. Стр. 54 ( http://www.bim-bad.ru/docs/gumiljov_lev_ethnogenesis.pdf).
19. Рахмон Э. АРИИ И ПОЗНАНИЕ АРИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Размышления накануне празднования Года арийской цивилизации (http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=228).
20. Р.Абдуллаев: Центральная Азия – уроки арабских революций (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1311497580).
Автор: Рустамжон Абдуллаев, доктор экономических наук, академик.
Ташкент, 18 июня 2013 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий